Опера

Пермский театр оперы и балета

Игорь Стравинский 
(1882–1971)

«Похождения повесы», опера (1951)

Либретто Уистена Одена и Честера Колмена 

Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Федор Леднёв
Режиссер-постановщик, хореограф: Андрей Прикотенко
Художник-постановщик: Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Илья Старилов
Хормейстеры-постановщики: Екатерина АнтоненкоВячеслав Козленко
Дирижер-ассистент: Иван Худяков-Веденяпин
Ассистент режиссера: Татьяна Полуэктова

Постановка Пермского театра оперы и балета в рамках Дягилевского фестиваля

Продолжительность: 3 часа 20 минут с двумя антрактами

16+

Премьера "Похождений повесы" состоялась в венецианском театре La Fenice в 1951 году, через четыре года после того, как Игорь Стравинский увидел на выставке в Чикаго одноименную серию гравюр Уильяма Хогарта. Либретто к опере написал поэт Уистен Хью Оден, с которым Стравинского познакомил их общий друг Олдос Хаксли. Под пером Одена сюжет Хогарта из сатирического очерка бытовых нравов превратился в моральную притчу, а персонажи стали символами отвлеченных понятий - авантюризма, либертинажа, чувства долга или вечной любви. "Похождения повесы" воскрешают дух поэзии и театра времен аристократического старого режима. Здесь сельская невинность противостоит испорченной городской жизни, своеволие наказывается, праздность ввергает в грех, женщины носят бороды, люди превращаются в статуи, машины делают хлеб из камней, а рядом с героями действуют Купидон, Венера, Фортуна и сам Дьявол.

"Похождения повесы" - единственная у Стравинского большая опера в точном смысле слова: с ариями, ансамблями и речитативами, многоактная, и не смешанная с другими жанрами. Сочинение оперы по строгим классическим канонам было для композитора не рутинной практикой, а манифестом. Стравинский утверждал, что "музыкальная драма и опера - две очень разные вещи". В своей партитуре он подчеркнуто игнорирует театральные реформы нового времени, черпая вдохновение в эпохе Россини и Доницетти.

Критики называли "Похождения повесы" конспектом опер Моцарта; перед началом работы Стравинский и в самом деле основательно изучил нескольких опер венского классика. Нарочитая старомодность оперной формы становится у него отправной точкой для модернистских игр. Музыка "Похождений повесы", как и либретто, балансирует между уважением к прошлому и ироничным взглядом на него. В ограничениях Стравинский ищет свободу, он подчеркивает парадоксальность оперы как музыкальной формы и заставляет слово и музыку иронизировать друг на другом. "Похождения повесы" со смехом глядят на XVIII век, отражая его в кривом зеркале. Но пародия для Стравинского - знак уважения: хорошо спародировать можно только то, что знаешь и крепко любишь.
билеты подробнее

Пермский театр оперы и балета

Игорь Стравинский 
(1882–1971)

«Похождения повесы», опера (1951)

Либретто Уистена Одена и Честера Колмена 

Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Федор Леднёв
Режиссер-постановщик, хореограф: Андрей Прикотенко
Художник-постановщик: Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Илья Старилов
Хормейстеры-постановщики: Екатерина АнтоненкоВячеслав Козленко
Дирижер-ассистент: Иван Худяков-Веденяпин
Ассистент режиссера: Татьяна Полуэктова

Постановка Пермского театра оперы и балета в рамках Дягилевского фестиваля

Продолжительность: 3 часа 20 минут с двумя антрактами

16+

Премьера "Похождений повесы" состоялась в венецианском театре La Fenice в 1951 году, через четыре года после того, как Игорь Стравинский увидел на выставке в Чикаго одноименную серию гравюр Уильяма Хогарта. Либретто к опере написал поэт Уистен Хью Оден, с которым Стравинского познакомил их общий друг Олдос Хаксли. Под пером Одена сюжет Хогарта из сатирического очерка бытовых нравов превратился в моральную притчу, а персонажи стали символами отвлеченных понятий - авантюризма, либертинажа, чувства долга или вечной любви. "Похождения повесы" воскрешают дух поэзии и театра времен аристократического старого режима. Здесь сельская невинность противостоит испорченной городской жизни, своеволие наказывается, праздность ввергает в грех, женщины носят бороды, люди превращаются в статуи, машины делают хлеб из камней, а рядом с героями действуют Купидон, Венера, Фортуна и сам Дьявол.

"Похождения повесы" - единственная у Стравинского большая опера в точном смысле слова: с ариями, ансамблями и речитативами, многоактная, и не смешанная с другими жанрами. Сочинение оперы по строгим классическим канонам было для композитора не рутинной практикой, а манифестом. Стравинский утверждал, что "музыкальная драма и опера - две очень разные вещи". В своей партитуре он подчеркнуто игнорирует театральные реформы нового времени, черпая вдохновение в эпохе Россини и Доницетти.

Критики называли "Похождения повесы" конспектом опер Моцарта; перед началом работы Стравинский и в самом деле основательно изучил нескольких опер венского классика. Нарочитая старомодность оперной формы становится у него отправной точкой для модернистских игр. Музыка "Похождений повесы", как и либретто, балансирует между уважением к прошлому и ироничным взглядом на него. В ограничениях Стравинский ищет свободу, он подчеркивает парадоксальность оперы как музыкальной формы и заставляет слово и музыку иронизировать друг на другом. "Похождения повесы" со смехом глядят на XVIII век, отражая его в кривом зеркале. Но пародия для Стравинского - знак уважения: хорошо спародировать можно только то, что знаешь и крепко любишь.
билеты подробнее

ДК Солдатова

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
«Волшебная флейта», опера-зингшпиль K.620 (1791)

Либретто Эмануэля Шиканедера
Режиссер Нина Воробьева
Музыкальный руководитель и дирижер Евгений Воробьев
Оркестр musicAeterna
Солисты будут объявлены дополнительно

Продолжительность: 2 часа 45 минут с одним антрактом

16+

В 1769 году тринадцатилетний Моцарт посетил раскопки храма Изиды в Помпеях. 22 года спустя Изида и Осирис стали покровителями для героев его последней оперы. "Волшебная флейта" была написана для театральной труппы Эмануэля Шиканедера, специализировавшейся на сказочно-фантастических зингшпилях, в которых юмор сплетался с любовью, волшебством и спецэффектами: в наши дни примерным аналогом таких спектаклей, по мнению режиссера Барри Коски, могло бы стать шоу Цирка дю Солей в Лас-Вегасе. Премьера "Волшебной флейты" прошла с колоссальным успехом: оперу ждали сто представлений только за первый год, два продолжения, одно из которых написал Гёте, и исторический статус одной из высочайших вершин оперного жанра.

"Волшебная флейта" - история с двойным дном. Шутовство соседствует здесь с высокой торжественностью, а орфические мифы с идеями Просвещения. Под поверхностью сказочного сюжета о спасении принцессы, попавшей в беду, скрывается интерес Моцарта и Шиканедера к теории и практике масонства. Гармонии и ритмы музыки содержат символы понятий, важных для вольных каменщиков - мудрости, братства и силы духа. Центральной темой оперы оказывается не только любовь, но и самосовершенствование, преодоление препятствий на пути к свету из духовной тьмы. Герои побеждают драконов и проходят невредимыми сквозь вулканы и водопады, чтобы обрести высшую истину. День борется с ночью, добро со злом, а в конце побеждают любовь, верность, сила духа - и, не в последнюю очередь, магия самой музыки, с помощью которой герои "весело идут сквозь темную ночь смерти", справляясь с любыми испытаниями.
все билеты проданы подробнее

ДК Солдатова

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
«Волшебная флейта», опера-зингшпиль K.620 (1791)

Либретто Эмануэля Шиканедера
Режиссер Нина Воробьева
Музыкальный руководитель и дирижер Евгений Воробьев
Оркестр musicAeterna
Солисты будут объявлены дополнительно

Продолжительность: 2 часа 45 минут с одним антрактом

16+

В 1769 году тринадцатилетний Моцарт посетил раскопки храма Изиды в Помпеях. 22 года спустя Изида и Осирис стали покровителями для героев его последней оперы. "Волшебная флейта" была написана для театральной труппы Эмануэля Шиканедера, специализировавшейся на сказочно-фантастических зингшпилях, в которых юмор сплетался с любовью, волшебством и спецэффектами: в наши дни примерным аналогом таких спектаклей, по мнению режиссера Барри Коски, могло бы стать шоу Цирка дю Солей в Лас-Вегасе. Премьера "Волшебной флейты" прошла с колоссальным успехом: оперу ждали сто представлений только за первый год, два продолжения, одно из которых написал Гёте, и исторический статус одной из высочайших вершин оперного жанра.

"Волшебная флейта" - история с двойным дном. Шутовство соседствует здесь с высокой торжественностью, а орфические мифы с идеями Просвещения. Под поверхностью сказочного сюжета о спасении принцессы, попавшей в беду, скрывается интерес Моцарта и Шиканедера к теории и практике масонства. Гармонии и ритмы музыки содержат символы понятий, важных для вольных каменщиков - мудрости, братства и силы духа. Центральной темой оперы оказывается не только любовь, но и самосовершенствование, преодоление препятствий на пути к свету из духовной тьмы. Герои побеждают драконов и проходят невредимыми сквозь вулканы и водопады, чтобы обрести высшую истину. День борется с ночью, добро со злом, а в конце побеждают любовь, верность, сила духа - и, не в последнюю очередь, магия самой музыки, с помощью которой герои "весело идут сквозь темную ночь смерти", справляясь с любыми испытаниями.
все билеты проданы подробнее
Дюсапен. Passion | «Страсть» (премьера)
27.06 чт
21:00

Дюсапен. Passion | «Страсть» (премьера)

Дом Музыки (Литера А завода Шпагина)

Дюсапен. Passion | «Страсть» (премьера)
28.06 пт
19:00

Дюсапен. Passion | «Страсть» (премьера)

Дом Музыки (Литера А завода Шпагина)

Дюсапен. Passion | «Страсть» (премьера)
29.06 сб
21:00

Дюсапен. Passion | «Страсть» (премьера)

Дом Музыки (Литера А завода Шпагина)

Дом Музыки (Литера А завода Шпагина)

Паскаль Дюсапен (р. 1955)
«Страсть» | Passion, опера в десяти сценах (2006–2007)

Либретто Паскаля Дюсапена и Риты де Леттерис

Режиссер Анна Гусева
Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Дирижер-ассистент, коуч по вокалу Ольга Власова
Cолисты оркестра и хора musicAeterna, танцевальная труппа musicAeterna Dance

Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта

16+

Паскаль Дюсапен учился сочинять у Оливье Мессиана, Яниса Ксенакиса и Франко Донатони, а также занимался в Сорбонне музыковедением, искусствознанием, пластическими искусствами и эстетикой. Начав с виртуозных и гиперактивных композиций, он постепенно смягчил свой стиль, придя к простоте, гармоничности и самоограничению. В его зрелых сочинениях нет ударных инструментов (кроме литавр) и схематичных форм, их место занимает ощущение музыки как потока, гибких метаморфоз звуковых моментов. Мягкий модернистский язык, обогащенный влияниями французского фольклора, принес ему славу одного из самых успешных и востребованных композиторов современной Франции.

Passion - седьмая опера Дюсапена. Она была заказана фестивалем в Экс-ан-Провансе и впервые поставлена там в 2009 году. Десять лет спустя музыкальные критики газеты The Guardian поставили Passion на 14 место в списке важнейших сочинений XXI века. Сюжет оперы основан на мифе об Орфее и Эвридике. Безымянные герой и героиня ведут диалог на границе жизни и смерти; вся полуторачасовая опера - это сюжет конца отношений, растянутый во времени миг расставания, остановленное мгновенье. В партитуре авторскую манеру Дюсапена оттеняют влияния Монтеверди и французского барокко. Музыка, которую сам композитор описывает как "эмоциональное путешествие", гибко следует за динамикой чувств: в ней сменяют друг друга радость, страх, желание, боль, экстаз, печаль, гнев и любовь. Неотъемлемой частью постановок Passion является также и пластика - как в операх раннего барокко, танец здесь взаимодействует с пением и сливается с ним в едином ансамбле.
все билеты проданы подробнее

Дом Музыки (Литера А завода Шпагина)

Паскаль Дюсапен (р. 1955)
«Страсть» | Passion, опера в десяти сценах (2006–2007)

Либретто Паскаля Дюсапена и Риты де Леттерис

Режиссер Анна Гусева
Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Дирижер-ассистент, коуч по вокалу Ольга Власова
Cолисты оркестра и хора musicAeterna, танцевальная труппа musicAeterna Dance

Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта

16+

Паскаль Дюсапен учился сочинять у Оливье Мессиана, Яниса Ксенакиса и Франко Донатони, а также занимался в Сорбонне музыковедением, искусствознанием, пластическими искусствами и эстетикой. Начав с виртуозных и гиперактивных композиций, он постепенно смягчил свой стиль, придя к простоте, гармоничности и самоограничению. В его зрелых сочинениях нет ударных инструментов (кроме литавр) и схематичных форм, их место занимает ощущение музыки как потока, гибких метаморфоз звуковых моментов. Мягкий модернистский язык, обогащенный влияниями французского фольклора, принес ему славу одного из самых успешных и востребованных композиторов современной Франции.

Passion - седьмая опера Дюсапена. Она была заказана фестивалем в Экс-ан-Провансе и впервые поставлена там в 2009 году. Десять лет спустя музыкальные критики газеты The Guardian поставили Passion на 14 место в списке важнейших сочинений XXI века. Сюжет оперы основан на мифе об Орфее и Эвридике. Безымянные герой и героиня ведут диалог на границе жизни и смерти; вся полуторачасовая опера - это сюжет конца отношений, растянутый во времени миг расставания, остановленное мгновенье. В партитуре авторскую манеру Дюсапена оттеняют влияния Монтеверди и французского барокко. Музыка, которую сам композитор описывает как "эмоциональное путешествие", гибко следует за динамикой чувств: в ней сменяют друг друга радость, страх, желание, боль, экстаз, печаль, гнев и любовь. Неотъемлемой частью постановок Passion является также и пластика - как в операх раннего барокко, танец здесь взаимодействует с пением и сливается с ним в едином ансамбле.
все билеты проданы подробнее

Дом Музыки (Литера А завода Шпагина)

Паскаль Дюсапен (р. 1955)
«Страсть» | Passion, опера в десяти сценах (2006–2007)

Либретто Паскаля Дюсапена и Риты де Леттерис

Режиссер Анна Гусева
Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Дирижер-ассистент, коуч по вокалу Ольга Власова
Cолисты оркестра и хора musicAeterna, танцевальная труппа musicAeterna Dance

Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта




16+

Паскаль Дюсапен учился сочинять у Оливье Мессиана, Яниса Ксенакиса и Франко Донатони, а также занимался в Сорбонне музыковедением, искусствознанием, пластическими искусствами и эстетикой. Начав с виртуозных и гиперактивных композиций, он постепенно смягчил свой стиль, придя к простоте, гармоничности и самоограничению. В его зрелых сочинениях нет ударных инструментов (кроме литавр) и схематичных форм, их место занимает ощущение музыки как потока, гибких метаморфоз звуковых моментов. Мягкий модернистский язык, обогащенный влияниями французского фольклора, принес ему славу одного из самых успешных и востребованных композиторов современной Франции.

Passion - седьмая опера Дюсапена. Она была заказана фестивалем в Экс-ан-Провансе и впервые поставлена там в 2009 году. Десять лет спустя музыкальные критики газеты The Guardian поставили Passion на 14 место в списке важнейших сочинений XXI века. Сюжет оперы основан на мифе об Орфее и Эвридике. Безымянные герой и героиня ведут диалог на границе жизни и смерти; вся полуторачасовая опера - это сюжет конца отношений, растянутый во времени миг расставания, остановленное мгновенье. В партитуре авторскую манеру Дюсапена оттеняют влияния Монтеверди и французского барокко. Музыка, которую сам композитор описывает как "эмоциональное путешествие", гибко следует за динамикой чувств: в ней сменяют друг друга радость, страх, желание, боль, экстаз, печаль, гнев и любовь. Неотъемлемой частью постановок Passion является также и пластика - как в операх раннего барокко, танец здесь взаимодействует с пением и сливается с ним в едином ансамбле.
все билеты проданы подробнее
Перформанс
Чехов. «Три сестры»
23.06 вс
17:00—22:00

Чехов. «Три сестры»

Пермский дом народного творчества

Чехов. «Три сестры»
24.06 пн
21:00

Чехов. «Три сестры»

Пермский дом народного творчества

Пермский дом народного творчества

Драматический театр «Грань» (Новокуйбышевск)
Антон Чехов «Три сестры»
Если бы знать, если бы знать!

Постановка – Денис Бокурадзе
Сценография – Денис Бокурадзе при участии Виктора Никоненко 
Художник по костюмам – Урсула Берг 
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Композитор – Арсений Плаксин
Хореограф-постановщик – Александр Шуйский 
Ассистент хореографа – Ирина Павлова
Режиссер видеоряда – Леонид Яньшин

Продолжительность: 5 часов 30 минут с тремя антрактами

18+

Драматический театр "Грань" из небольшого города Новокуйбышевска Самарской области стал известен по всей России в 2010-е, когда спектакли нового худрука и режиссера театра Дениса Бокурадзе один за другим стали попадать в лонг- и шорт-листы «Золотой маски», получать номинации и награды этой и других российских театральных премий. Денис Бокурадзе – актер, выросший в театрах «СамАрт» и «Грань», и режиссер, соединивший камерное пространство театра и крупную драматургию, классику и современность – в последние годы много ставит в Москве: в Театре на Таганке и Театре Наций. В родном новокуйбышевском коллективе он создал сплоченную труппу и постановочную команду, сохраняющую дух студийности и страсть к тщательной проработке деталей.
 
 Три генеральские дочки – Ольга, Маша и Ирина Прозоровы, чье детство прошло в Москве, заброшены судьбой в провинциальный городок. В городе квартируют военные, и нет ничего удивительного, что одна из сестер, Маша, влюбляется в подполковника Александра Вершинина. Но может быть пьеса, а за ней и спектакль совсем о другом?
 
 Премьера спектакля «Три сестры» состоялась в феврале 2023 года. Текст Чехова не просто сохранен полностью, но расширен с помощью приемов пластического театра. Главным действующим (а не мечтающим бесплодно) лицом постановки стало время. Оно проявлено в проецируемых на задник циферблатах, тиканье часов, вплетенном в саундтрек Арсения Плаксина, дано в физических ощущениях. Спектакль длится пять часов, и мучительное ожидание, в котором пребывают чеховские герои, передается зрителям непосредственно. Артисты находятся совсем рядом, обращаются к сидящим в зале, просят их пересаживаться с места на место, словно напоминая: «Это все о вас».
 
Денис Бокурадзе поясняет: «Мы наблюдаем, как герои томятся в бесконечном ожидании чего-то лучшего, несбыточного, а меж тем сегодняшнее время (возможности) уходит, утекает сквозь пальцы. Мы делаем классику не современной, а вне времени. Человеческая сущность остается неизменной. Не хочется проводить прямую параллель с нынешним днем, потому что это будет и сегодня, и завтра. И еще через 100 лет, и через 200, и через 300».<br>
все билеты проданы подробнее

Театр-Театр

Физическая драма
на музыку Яниса Ксенакиса и Джозефа Томпкинса
Хореограф – Владимир Варнава

Янис Ксенакис (1922–2001)
Rebonds A/B для перкуссии соло (1987-1989)
Okho для трех джембе (1989)

Джозеф Томпкинс (р. 1970)
To Varese для перкуссии соло (2015)

Янис Ксенакис
Persephassa, секстет для мультиперкуссии (1969)

Исполнители:
Танцевальная труппа musicAeterna Dance
Художественный руководитель Анна Гусева
Хореограф – Анастасия Пешкова

Moscow Percussion Ensemble
Художественный руководитель – Андрей Волосовский

Продолжительность: 70 минут без антракта



12+

Okho – физическая драма для девяти танцовщиков musicAeterna Dance и шести перкуссионистов ансамбля Moscow Percussion Ensemble. В основе драмы лежат космогонические мифы, так или иначе трактующие тему превращения Хаоса в Космос (Порядок). Действие постановки разворачивается между танцовщиками и музыкантами в общем поле притяжения и отталкивания, созидания и разрушения. В наслоении движений, напряженной пульсации перкуссионных тембров и ритмов участники драмы исследуют пределы своих физических возможностей, чтобы обнаружить, где заканчивается тело и начинается чистая энергия.

Спектакль Okho следует за идеями греческого классика-авангардиста, композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, выраженными в его музыке для ударных инструментов.

Rebonds A/B фокусирует внимание участников и зрителей постановки на сочетании «академических» и «этнических» перкуссионных тембров и техник, индетерминированной последовательности контрастных звуковых пластов – то хрупких и разреженных, то полных яростной мощи, – которая одновременно создает эффекты и саспенса, и созерцания.

все билеты проданы подробнее

Дом Дягилева

Событие-энигма
«Если бы знать, если бы знать!»
  
Артисты Театра «Грань»:
Юлия Бокурадзе
Евгения Аржаева
Вера Федотова
Максим Цыганков
  
Продолжительность: 30 минут

18+

Ночные события-энигмы — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Это редкая возможность провести самые короткие ночи в году вместе с творчеством артистов фестиваля.

Какие именно произведения будут исполняться, становится известно лишь после завершения события. Такой прием помогает сфокусировать внимание: движения чувств в ответ на ход художественной мысли — вот предмет внимательного наблюдения для всех участников события. Угадывать авторов тоже может быть увлекательно: отгадки найдутся в программке, которую каждый получит в финале встречи.

В этом году события-энигмы проходят в исторической гостиной Дома Дягилева — в концертном зале особняка, где великий импресарио провел свои детские годы.

все билеты проданы подробнее

Пермский дом народного творчества

Драматический театр «Грань» (Новокуйбышевск)
Антон Чехов «Три сестры»
Если бы знать, если бы знать!

Постановка – Денис Бокурадзе
Сценография – Денис Бокурадзе при участии Виктора Никоненко 
Художник по костюмам – Урсула Берг 
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Композитор – Арсений Плаксин
Хореограф-постановщик – Александр Шуйский 
Ассистент хореографа – Ирина Павлова
Режиссер видеоряда – Леонид Яньшин

Продолжительность: 5 часов 30 минут с тремя антрактами

18+

Драматический театр "Грань" из небольшого города Новокуйбышевска Самарской области стал известен по всей России в 2010-е, когда спектакли нового худрука и режиссера театра Дениса Бокурадзе один за другим стали попадать в лонг- и шорт-листы «Золотой маски», получать номинации и награды этой и других российских театральных премий. Денис Бокурадзе – актер, выросший в театрах «СамАрт» и «Грань», и режиссер, соединивший камерное пространство театра и крупную драматургию, классику и современность – в последние годы много ставит в Москве: в Театре на Таганке и Театре Наций. В родном новокуйбышевском коллективе он создал сплоченную труппу и постановочную команду, сохраняющую дух студийности и страсть к тщательной проработке деталей.

Три генеральские дочки – Ольга, Маша и Ирина Прозоровы, чье детство прошло в Москве, заброшены судьбой в провинциальный городок. В городе квартируют военные, и нет ничего удивительного, что одна из сестер, Маша, влюбляется в подполковника Александра Вершинина. Но может быть пьеса, а за ней и спектакль совсем о другом?

Премьера спектакля «Три сестры» состоялась в феврале 2023 года. Текст Чехова не просто сохранен полностью, но расширен с помощью приемов пластического театра. Главным действующим (а не мечтающим бесплодно) лицом постановки стало время. Оно проявлено в проецируемых на задник циферблатах, тиканье часов, вплетенном в саундтрек Арсения Плаксина, дано в физических ощущениях. Спектакль длится пять часов, и мучительное ожидание, в котором пребывают чеховские герои, передается зрителям непосредственно. Артисты находятся совсем рядом, обращаются к сидящим в зале, просят их пересаживаться с места на место, словно напоминая: «Это все о вас».

Денис Бокурадзе поясняет: «Мы наблюдаем, как герои томятся в бесконечном ожидании чего-то лучшего, несбыточного, а меж тем сегодняшнее время (возможности) уходит, утекает сквозь пальцы. Мы делаем классику не современной, а вне времени. Человеческая сущность остается неизменной. Не хочется проводить прямую параллель с нынешним днем, потому что это будет и сегодня, и завтра. И еще через 100 лет, и через 200, и через 300».
все билеты проданы подробнее

Частная филармония «Триумф»

Концерт-читка

Автор проекта и литературно-сценической адаптации Ксения Ануфриева

Вокальный ансамбль N’Caged
Арина Зверева
Анастасия Полянина
Ольга Россини
Сергей Малинин
Илья Лаптев

Продолжительность: 60 минут

16+

Вокальный ансамбль N’Caged, созданный Ариной Зверевой в 2013 году, широко известен интерпретациями современной музыки, часто написанной специально для этого коллектива. С 2015 года солисты ансамбля участвуют в постановках Электротеатра Станиславский, получая за свои работы номинации и премии «Золотая маска». Камерные, в том числе, site-specific и музейные проекты также занимают большое место в работе ансамбля.

Новый формат — концерт-читка — появился как раз в этом русле. Проект был вдохновлен выставкой «Названо Вазари. Маньеризм», которая проходила в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал, Нижний Новгород) с осени 2023 по весну 2024 года. Ксения Ануфриева — музыковед и куратор междисциплинарных проектов — положила в основу концерта-читки детективно-психологический рассказ аргентинского классика ХХ века Хулио Кортасара «Клон». Герои рассказа — участники вокального ансамбля. Они исполняют музыку сложнейшего композитора конца XVI века, Карло Джезуальдо да Веноза. Одна из героинь, стремясь выразить уровень музыкального единства в ансамбле, произносит слово «клон»: чтобы петь Джезуальдо, нужно быть клонами друг друга, чувствовать музыку как один человек. Но возможно ли это? Сложные взаимоотношения в ансамбле полифонически накладываются на рассуждения о Джезуальдо, прославленного не только музыкальными прозрениями, но и двойным убийством из ревности: «Кажется, все завертелось из-за Джезуальдо: имел ли он право делать то, что сделал, или должен был наказать самого себя, вместо того чтобы мстить жене? В перерыве между репетициями спустились в бар отеля немного отдохнуть, Паола спорила с Лючо и Роберто, остальные играли в канасту или разошлись по комнатам. Он прав, настаивал Роберто, что тогда, что сейчас, жена его обманула, и он ее убил...».

Диалоги персонажей-музыкантов читают вокалисты —  участники ансамбля N'Сaged. Как и события рассказа, его чтение перемежается пением мадригалов  «хроматического гения» Джезуальдо, а также одного из главных почитателей его гения в наши дни — Сальваторе Шаррино. Сочинения композитора XXI века вносят в полифоническую историю еще один пласт — образ современности, вслушивающейся и в классику литературы ХХ века, и в маньеристские лабиринты музыки XVI столетия.
купить билет подробнее

Концерт

Большой зал Пермской филармонии

Иоганн Себастьян Бах
(1685–1750)
«Страсти по Матфею»,
духовная оратория для солистов, двойного хора и двойного оркестра на либретто Пикандера (Кристиана Фридриха Хенрици), BWV 244

Исполняют:
Хор и оркестр musicAeterna
Детский хор «Весна» им А.С. Пономарева
Приглашенные солисты

Дирижер – Теодор Курентзис

Солисты:
Сопрано – Елизавета Свешникова, Елене Гвритишвили
Альты – Андрей Немзер, Наталья Буклага
Тенора – Егор Семенков в партии Евангелиста, Борис Степанов
Басы – Алексей Кротов в партии Иисуса, Игорь Подоплелов, Николай Мазаев

Продолжительность: 3 часа 20 минут с одним антрактом


12+

Сейчас сложно представить, что «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха – этот краеугольный камень всей европейской музыки XVIII-XXI веков – двадцатилетнему Феликсу Мендельсону пришлось открывать заново в 1829 году. В родном лейпцигском соборе Св. Фомы «Страсти» исполнялись не только при жизни Баха, но и еще полвека (до 1800 года), но общеевропейскую, а затем всемирную известность этот шедевр обрел благодаря романтикам – во времена, когда принципы организации музыки и сами инструменты эпохи барокко канули, как тогда казалось, в лету. «Страсти по Матфею» (а за ними Месса си минор и другие сочинения Баха) оказались способны преодолеть стилевой, технологический и мировоззренческий разрыв и заговорить с людьми нового времени на их языке. С тех пор каждая эпоха по-своему понимала и интерпретировала эту духовную ораторию. С укреплением движения исторически информированного исполнительства «Страсти» были «переоткрыты» в их более или менее первозданном виде. И все же, процесс изучения композиторского замысла, поиска новых способов его постижения и восприятия продолжается до сих пор.
все билеты проданы подробнее

Дом Дягилева

Концерт-энигма
Il Duetto Notturno* \ * «Ночной дуэт»

Мила Фраенова — сопрано, скрипка
Марина Белова — теорба

Продолжительность: 40 минут


18+

Ночные концерты-энигмы — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Это редкая возможность провести самые короткие ночи в году, слушая музыку разных эпох.

Какие именно произведения исполнят музыканты, становится известно лишь после завершения концерта. Такой прием помогает сфокусировать внимание: движения чувств в ответ на ход музыкальных событий — вот предмет внимательного наблюдения для всех участников события. Угадывать композитора и стиль той или иной композиции тоже может быть увлекательно: отгадки найдутся в программке, которую каждый получит после концерта.

В этом году концерты-энигмы проходят в исторической гостиной Дома Дягилева — в концертном зале особняка, где великий импресарио провел свои детские годы.



все билеты проданы подробнее

Большой зал Пермской филармонии

Увертюры, арии, сюиты из опер Моцарта, Россини, Оффенбаха, Вагнера и Пуччини в переложениях для брасс-ансамбля, миниатюры разных жанров.

Продолжительность: 1 час 30 минут с одним антрактом

6+

Семейство коллективов musicAeterna пополнилось брасс-ансамблем: артисты оркестра из группы медных духовых объединились под руководством трубача Павла Курдакова. На Дягилевском фестивале состоится первый большой концерт musicAeterna Brass.

В первом отделении прозвучит музыка из известных опер в переложениях для брасс-ансамбля. Оркестровые увертюры из «Волшебной флейты» Моцарта и «Вильгельма Телля» Россини и сложнейшие арии – например, ария Царицы Ночи из «Волшебной флейты» или арии Пуччини в сюите-попурри из его сочинений – требуют большой виртуозности и мастерства драматичной кантилены. Баркарола из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» нуждается в нежной изящной подаче. Все эти оперные хиты в новой инструментальной оболочке с характерными для меди штрихами, красками и звуковой плотностью станут в большой степени сюрпризами для слушателей. И лишь Хор пилигримов из оперы Вагнера «Тангейзер» со своим сурово-экстатическом пафосом, напротив, словно сам стремится навстречу меди.

Второе отделение концерта напомнит об истоках ансамблей медных духовых. Впервые они стали популярными в ренессансном XVI веке, затем развивались как фанфарные оркестры, этнические ансамбли (например, на Балканах) или музыка для пленэра (самой экзотической формой которой стал русский роговой оркестр). Широкий репертуар брасс-ансамблей, как правило, основан на популярной, узнаваемой, часто танцевальной музыке. В русле этой традиции и будет построена вторая часть концерта-презентации musicAeterna Brass.

.
все билеты проданы подробнее

Частная филармония «Триумф»

Камерный концерт
Miludus: La Folie
Сочинения Люлли, Верачини, Генделя, Джеминиани, Рамо

Жан-Батист Люлли (1632–1687)
Ария Di rigori armata il seno, 4-й выход, 5-й акт комедии-балета «Мещанин во дворянстве», LWV 43(1670)
Франческо Мария Верачини (1690–1768)
Соната для скрипки и бассо континуо ре минор, № 12 из сборника 12 Sonate Accademiche, op. 2 (до 1744)
Passagallo: Largo assai
Allegro ma non presto
Adagio
Ciaccona: Allegro ma non presto
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Кантата La Lucrezia (O Numi eterni) для сопрано и бассо континуо фа минор, HWV 145 (1706)
Речитатив O Numi eterni!
Ария Già superbo del mio affanno
Речитатив Ma voi forse nel Cielo
Ария Il suol che preme
Речитатив Ah, che ancor nell’abisso и ариозо Alla salma in fedel porga
Речитатив A voi, padre, consorte и ариозо Già nel seno comincia
Франческо Джеминиани (1687–1762)
Соната для скрипки и бассо континуо ре мажор, № 1, H. 85 из сборника «12 сонат для скрипки», ор. 4 (1739)
Adagio
Allegro
Largo
Allegro assai
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Ария Безумия (La Folie) Aux langueurs d’Apollon из 2-го акта оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона», RCT 53 (1745)

Ансамбль Miludus:
Мила Фраенова — вокал, скрипка
Иван Наборщиков — скрипка
Ольга Филиппова — клавесин
Марина Белова — теорба
Александр Гулин — виолончель

Елизавета Мороз - режиссер

16+

"Люди неизбежно столь безумны, что было бы безумием впасть в иное безумие - не быть безумным". Так сказал Блез Паскаль, один из самых наблюдательных мыслителей XVII века. Безумие, la folie, пронизывало собой его турбулентную эпоху. Опустошительные религиозные войны и битвы за наследство сменялись короткими периодами затишья. По дорогам Европы в попытках обыграть судьбу странствовали авантюристы. Искусство нового века, начавшись историей сумасшествия Дон Кихота, с каждым годом всё более пристально вглядывалось в темные глубины человеческих страстей: во власть безумия попадали Орландо и Геркулес, Генри Перселл выводил душевнобольных на сцену в своих песнях, а Уильям Хогарт заканчивал историю Повесы долговой тюрьмой и утратой разума.

В центре концерта La folie ансамбля Miludus - кантата "Лукреция" Георга Фридриха Генделя. Она сочинена во время пребывания композитора в Италии и написана на текст римского кардинала Бенедетто Памфили, чьему перу принадлежит также "Триумф времени и разочарования", премьера прошлогоднего Дягилевского фестиваля. "Лукреция" - фактически оперная сцена, в конденсированном виде рассказывающая историю добродетельной римлянки, которую изнасиловал царский сын. Не вынеся позора, она рассказала о случившемся мужу и заколола себя на его глазах. Музыка, поначалу традиционно чередует речитативы с ариями da capo, но во второй половине кантаты выходит из берегов - неожиданные перемены темпа и короткие рваные фразы выражают фатальное исступление героини.

Кантату окружают скрипичные сонаты двух итальянцев - Франческо Верачини и Франческо Джеминиани. Оба были выдающимися скрипачами, много путешествовали по Европе и встречались в Лондоне. Для скрипки оба писали музыку на пределе технических возможностей своего времени, изобретательную, экстравагантную и не всегда понятную современникам. В сонатах оба выглядят наследниками Арканджело Корелли, чьи сочинения в концертном стиле знаменуют собой начало высокого барокко. Их музыка не подражает пению и пользуется всеми преимуществами солирующего инструмента. Она динамична, богато орнаментирована и объединяет в единое целое виртуозные пассажи, танцевальные ритмы, контрапунктические упражнения и тонко варьируемые гармонические формулы.

Открывают и закрывают вечер арии двух классиков французского барокко - Жана-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо. Спектакли, из которых извлечены арии, объединяет желание героев преодолеть власть сложившегося социального порядка. Журден, протагонист "Мещанина во дворянстве", совместного спектакля Люлли и Мольера - буржуа, получивший дворянский титул, но мечтающий о недостижимом для него статусе наследственного аристократа. Нимфа Платея из оперы Рамо убеждена, что влюбленный Юпитер может вознести ее на более высокое место в божественной иерархии, чем написано ей на роду. Эпоха Старого режима видела в таких заблуждениях опасное отступление от разума, граничащее с сумасшествием и достойное наказания. Люлли включает в комедию дивертисмент Наций и сочиняет арию, текст которой составлен из итальянских оперных клише о "сладостных муках любви" (два с лишним века спустя Рихард Штраус в "Кавалере роз" напишет на этот же текст пародию на арию Пуччини). В опере Рамо Безумие появляется на сцене как персонаж и рассказывает историю Дафны, которая отвергла притязания Аполлона и была превращена в дерево: Купидон всегда мстит, и любовь жестока, когда он в ярости.

Елизавета Мороз, режиссер:
“Камерный музыкальный вечер предполагает театральное переживание, во время которого зрители следят за попытками героини расслышать собственное сознание и найти примирение с терзающими ее противоречиями. Внутри героини-певицы скрыт не один голос, но целый рой голосов. Порой их не разобрать. Порой они противоречат друг другу. Процесс расшифровки внутренних голосов и возможность услышать самого себя - центральная тема действия”.

купить билет подробнее

Дом Дягилева

Концерт-энигма
Dimensions* \ *«Измерения»

Йоргос Калудис (Греция) — виолончель, классическая критская лира

Продолжительность: 40 минут


18+

Ночные концерты-энигмы — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Это редкая возможность провести самые короткие ночи в году, слушая музыку разных эпох.

Какие именно произведения исполнят музыканты, становится известно лишь после завершения концерта. Такой прием помогает сфокусировать внимание: движения чувств в ответ на ход музыкальных событий — вот предмет внимательного наблюдения для всех участников события. Угадывать композитора и стиль той или иной композиции тоже может быть увлекательно: отгадки найдутся в программке, которую каждый получит после концерта.

В этом году концерты-энигмы проходят в исторической гостиной Дома Дягилева — в концертном зале особняка, где великий импресарио провел свои детские годы.



все билеты проданы подробнее

Органный зал Пермской филармонии

Исполнители:
Петр Главатских, маримба, ударные, аранжировки
Амир Хатаи (Иран), сантур, томбак

Программа:
Интродукция
Эндрю Томас (р. 1939)
«На краю света» для маримбы соло
«Сегях», традиционный персидский дастгях, сантур соло
Оснат Нетзер (р. 1979)
«Таксим», парафраз Петра Главатских для маримбы и томбака
Кейко Абэ (р. 1937)
«Мечты о вишневом цветении» для маримбы соло
«Шур», традиционный персидский дастгях, сантур соло
Петр Чайковский (1840–1893)
«Арабский танец» из балета «Щелкунчик», парафраз и импровизация на заданную тему Петра Главатских и Амира Хатаи для маримбы и сантура
Хусейн Ализаде (р. 1951)
«Новруз 62» для сантура и ударных
Небойша Йован Живкович 
(р. 1962)
«Илиаш», парафраз и импровизация на заданную тему Петра Главатских и Амира Хатаи для маримбы и сантура

Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта

18+

Новый проект постоянного участника Дягилевского фестиваля, московского мультиперкуссиониста, композитора и продюсера Петра Главатских посвящен дню летнего солнцестояния. Этот поворотный момент года празднуется во многих традиционных культурах. Одна из древнейших практик чествования самого длинного дня и самой короткой ночи родилась в зороастрийской Персии. Современный иранский праздник середины лета Тирган, конечно, значительно переосмыслен, но в его сердцевине на протяжении многих веков сохраняются не только ритуалы, например, взаимодействие с водой, но и музыка. Персидская классическая музыкальная традиция никогда не пресекалась. Ее основа сложилась в эпоху правления зороастрийской династии Сасанидов и с тех пор развивалась в едином русле, оказывая ключевое влияние на музыкальное искусство других ближневосточных культур.

В центре проекта «Солнцеворот» - не просто соседство, а взаимодействие современных произведений для перкуссионных инструментов и персидской классической музыки. Вместе с Петром Главатских автором проекта выступает Амир Хатаи – иранский композитор, импровизатор, мастер игры на традиционных персидских инструментах томбак (деревянный барабан в форме кубка) и сантур (разновидность цимбал, известная еще с ассирийско-вавилонских времен). Амир Хатаи исполнит традиционные дастгяхи – не столько произведения, сколько системы ладов, мелодических и ритмических рисунков, внутри которых музыкант импровизирует. Но помимо этого, он внедрится в западноевропейскую музыкальную стихию. В опус израильтянки Оснат Нетзер «Таксим» для маримбы соло будет включен томбак, сочинение сербского композитора Небойши Йована Живковича прозвучит в редакции для маримбы и сантура. Слушателей особенно порадует вариация Главатских и Хатаи на «Арабский танец» из балета Чайковского «Щелкунчик».

Программа носит подзаголовок «концерт-медитация». Авторы проекта создают единое звуковое пространство, своего рода реку музыки, прихотливо текущую между Западом и Востоком, и просят не прерывать течение этой реки аплодисментами.
все билеты проданы подробнее

Дом Дягилева

Концерт-энигма
«Украшение тишины»

Тая Кениг-Тарасевич — флейта-траверсо
Константин Щеников-Архаров — лютня

Продолжительность: 40 минут

18+

Ночные концерты-энигмы — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Это редкая возможность провести самые короткие ночи в году, слушая музыку разных эпох.

Какие именно произведения исполнят музыканты, становится известно лишь после завершения концерта. Такой прием помогает сфокусировать внимание: движения чувств в ответ на ход музыкальных событий — вот предмет внимательного наблюдения для всех участников события. Угадывать композитора и стиль той или иной композиции тоже может быть увлекательно: отгадки найдутся в программке, которую каждый получит после концерта.

В этом году концерты-энигмы проходят в исторической гостиной Дома Дягилева — в концертном зале особняка, где великий импресарио провел свои детские годы.

все билеты проданы подробнее

Частная филармония «Триумф»

Исполнители:
Ирини Циракидис, меццо-сопрано
Йоргос Калудис, виолончель, классическая критская лира, аранжировки
Димитра Коккинополу, фортепиано

Программа:
Яннис Константинидис 
(1903–1984)
Песни из цикла Από τα Είκοσι τραγούδια του Ελληνικού Λαού | “20 песен народа Греции” (1937–1947)
1 Πιάνω πέτρες και λιθάρια  | “Я хватаюсь за камни и скалы”
2. Λαλούδι της Μονεμβασιάς | “Крепость Монемвасия”
3. Δεν ειν’αυγή να σηκωθώ | “Едва рассвело, не рано ль просыпаться”
4. Εχθές βράδυ επρόβαλα | “Вчера поздно ночью я пришел”
5. Κίνησα εχθές να έρθω | “Вчера я пустился в путь”
Никос Скалкоттас (1904–1949)
Τρυφερή Μελωδία | “Нежная мелодия” для виолончели и фортепиано, АК 65 (1949)
Статис Гифтакис (р. 1967)
O Mistress mine |“Где ты, милая” на слова Уильяма Шекспира
Amé desde hace tiempo | “Люблю уже целую вечность” на слова Пабло Неруды
Йоргос Калудис (р. 1973)
Τρικυμία | “Буря” для классической критской лиры соло
Валерио Матола (р. 1975)
Песни на стихи Ангелоса Сикелианоса
Ηαυτοκτονία του Adjesivano | “Самоубийство Адьесивано”
Αναδυομένη | “Афродита, выходящая из моря”
Επιστροφή | “Возвращение”
Вангелино Курентзис (р. 1973)
Произведение-энигма

Продолжительность: 70 минут

18+

Трио «Тезис» - проект меццо-сопрано Ирини Циракидис, пианистки Димитры Коккинополу и виолончелиста, композитора, мастера игры на классической критской лире Йоргоса Калудиса. Трио основано в 2018 году и фокусируется на исполнении камерных сочинений современных греческих композиторов. Мощный, драматичный голос известной оперной певицы Ирини Циракидис находится в эпицентре музыкальных событий, которые трио создает на концертах. К академическим тембрам фортепиано и виолончели добавляется терпкое звучание классической критской лиры – древнего национального инструмента с особым способом звукоизвлечения.

Программа Alpha F – это коллекция песен крупнейших греческих композиторов XX века, а также сочинений наших современников. Обработки народных песен из цикла Янниса Константинидиса «Двадцать песен народа Греции» - классика прошлого века, блестящий образец соединения фольклорного материала и постромантически-импрессионистской фортепианной стихии. «Нежная мелодия» для виолончели и фортепиано Никоса Скалкоттаса – первого греческого модерниста, ученика и последователя Шёнберга, чье творчество так и не нашло признания при жизни автора – представляет композитора с неожиданной, лиричной стороны. Статис Гифтакис и Валерио Матола – композиторы рубежа XX-XXI веков – воплощают поэзию Шекспира, Пабло Неруды и Ангелоса Сикелианоса в неоромантичных полотнах, подчас достигающих масштаба театральной драмы. В концертную программу также включены новое сочинение Вангелино Курентзиса и собственное произведение Йоргоса Калудиса – не только инструменталиста, но и успешного композитора, работающего с акустическими и электронными инструментами.
купить билет подробнее

Большой зал Пермской филармонии

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Соната № 13 ми-бемоль мажор (Sonata quasi una Fantasia), ор.27, № 1 (1801)
Andante. Allegro. Andante
Allegro molto e vivace
Adagio con espressione
Allegro vivace
Милий Балакирев (1837–1910)
Скерцо № 2 си-бемоль минор, BM. 108 (1900)
Людвиг ван Бетховен
Соната № 15 ре мажор («Пасторальная»), ор. 28 (1801)
Allegro
Andante
Scherzo, Allegro vivace
Rondo. Allegro ma non troppo
Сергей Ляпунов (1859–1924)
«Лезгинка», № 10 из цикла «12 трансцендентных этюдов для фортепиано», op. 11 (1897–1905)
Фредерик Шопен (1810–1849)
Скерцо № 2 си-бемоль минор, ор. 31 (1835–1837)
Людвиг ван Бетховен
Соната № 17 ре минор («Буря»), ор. 31 № 2 (1802)
Largo — Allegro
Adagio
Allegretto
Милий Балакирев
Скерцо № 3 фа-диез мажор, BM. 117 (1901)
«Исламей», восточная фантазия, ор. 18, BM. 62 (1869)

Продолжительность: 1 час 40 минут с одним антрактом 

6+

Пианист Борис Березовский предлагает программу, которая охватывает ровно сто лет музыкальной истории, с 1801 по 1901 годы. Между включенными в концерт сочинениями возникают параллели и неожиданные рифмы, которые позволяют увидеть в фортепианной музыке XIX века единое, динамично развивающееся целое.

Ядром программы стали три сонаты Людвига ван Бетховена, принадлежащие к среднему периоду его творчества. В это время, добившись устойчивого признания в Вене как композитор и пианист, Бетховен экспериментирует с формой и содержанием своих сочинений. 13 соната вступает в диалог с популярным в то время жанром фантазии, чьи приметы - компактность, парадоксальные смены контрастных аффектов, отсутствие пауз между частями и общая атмосфера творческой непочтительности к правилам. В 15 сонате Бетховен возвращается к устоявшейся схеме "большой сонаты" и пишет одну из самых светлых своих композиций, получившую от издателей титул "Пасторальной". Даже в поздние годы композитор охотно играл друзьям медленную часть этой сонаты, в которой найден на редкость удачный баланс сердитого юмора и лирической грусти. 17 соната, одна из самых известных у Бетховена, вносит в инструментальную музыку возвышенный трагизм театрального жеста. Ромен Роллан видел в ней противостояние "потока неумолимой и дикой силы" и "владычества мысли, которая парит в высоте". Динамичные гармонии и резкие смены образов складываются в бесконечный вихрь времени, который гонит героя на поединок с судьбой; композитор наверняка вложил в музыку эмоции, которые испытывал в борьбе с подступающей глухотой.
купить билет подробнее

Частная филармония «Триумф»

Камерный концерт
«1, 2, 3...»: соло, дуэт, трио-сонаты Карла Филиппа Эмануэля Баха

Исполнители:
Тая Кёниг-Тарасевич — флейта-траверсо
Владислав Песин — скрипка
Константин Щеников-Архаров — лютня

Программа:
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714—1788)

Соната для флейты соло ля минор,  Wq.132, H. 562 (ок. 1747)
Poco adagio
Allegro
Allegro

Дуэт для флейты и скрипки ми минор \ соль мажор, Wq. 140, H.598 (1748)
Andante
Allegro
Allegretto
Трио-соната для флейты, скрипки и бассо континуо ре минор, Wq.145, H. 569 (1731)
Allegretto
Largo
Allegro

Трио-соната для флейты, скрипки и бассо континуо си минор, Wq. 143, H. 567 (1731)
Allegro
Adagio
Presto

Продолжительность: 1 час



18+

Карл Филипп Эмануэль Бах, второй сын Иоганна Себастьяна, был одним из самых влиятельных композиторов своего времени. Его динамичный и субъективно окрашенный "чувствительный стиль” был призван показать подлинные человеческие эмоции в их естественном движении. Филипп Эммануил одним из первых вывел музыку за пределы барокко, расширив её эмоциональный диапазон, внеся резкие перемены текстур и настроений, основанные на принципах риторики и драмы. Его прижизненная репутация была выше, чем у его великого отца. Гайдн, Бетховен, Вебер и Мендельсон коллекционировали его сочинения и учились играть на клавире по его знаменитому педагогическому трактату, а Моцарт утверждал, что его поколение - музыкальные дети Филиппа Эмануэля, и добавлял: "Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него".

Филипп Эмануэль был известен как "берлинский Бах" благодаря тридцати годам службы при дворе Фридриха Великого, императора Пруссии. Фридрих был компетентным музыкантом. В своем дворце в Потсдаме он устраивал несколько сотен музыкальных вечеров в год. Известная картина Адольфа фон Менцеля изображает один из таких вечеров. На ней в центре композиции мы видим играющего на флейте монарха и аккомпанирующего ему на клавире Филиппа Эмануэля. В каталоге сочинений Баха-сына немало произведений для флейты. Все они были написаны, чтобы звучать при дворе; их первым исполнителем вполне мог оказаться сам император. Некоторые из этих сочинений включены в программу концерта.

Соната Филиппа Эмануэля ля минор, Wq.132 - одно из первых в истории сочинений для флейты соло (другие принадлежат его отцу Иоганну Себастьяну и его крестному отцу Георгу Филиппу Телеману). Она была написана в год завершения строительства Сан-Суси, любимой резиденции императора, и издана 17 лет спустя - по-видимому, втайне от Фридриха, который запрещал печатать и публично исполнять предназначенные для него композиции. Музыка сонаты примечательна сочетанием галантности с субъективностью. Время от времени в ней появляются характерные угловатые мотивы, заставляющие флейту говорить сразу несколькими голосами, а в конце первой и третьей частей мы слышим смелые риторические паузы - целые такты, оставленные полностью пустыми. Порядок частей, в котором за медленной следуют две быстрые подряд, также нетипичен ни для барокко, ни для классиков, но не раз встречается в сонатах Филиппа Эмануэля.

Дуэт для флейты и скрипки углубляет разлом между двумя музыкальным эпохами, уходящей и наступающей. Его первая часть воскрешает дух барочной полифонии. Следом идут две подвижные части, в которых настроения меняются в манере рококо, капризно и прихотливо.

Две трио-сонаты были написаны во время учебы Филиппа Эмануэля в университете (в семье Бахов хорошо знали: университетское образование нужно музыканту, чтобы при дворе к нему не относились как к слуге). В 1747 году они были переработаны, чтобы лучше соответствовать новым музыкальным вкусам. Барочная музыка, пронизанная единым аффектом, будто пытается вырваться в них за отведенные ей пределы. Наиболее заметно это в медленных частях - не случайно считалось, что композиторы "чувствительного стиля" любят Adagio и охотнее всего проявляют свою изобретательность именно в них.



купить билет подробнее

Органный зал Пермской филармонии

Эжен Изаи (1858–1931)
Шесть сонат для скрипки соло, ор. 27 (1923)
Соната № 1 соль минор, посвящена Йожефу Сигети
Grave
Fugato
Allegretto poco scherzoso
Finale; Con brio
Соната № 2 ля минор, посвящена Жаку Тибо
Obsession; Prelude
Malinconia
Danse des Ombres; Sarabande
Les furies
Соната № 3 ре минор, «Баллада», посвящена Джордже Энеску
Lento molto sostenuto – Allegro in tempo giusto e con bravura
Соната № 4 ми минор, посвящена Фрицу Крейслеру
Allemande (Lento maestoso)
Sarabande (Quasi lento)
Finale (Presto ma non troppo)
Соната № 5 соль мажор, посвящена Матье Крикбому
L'Aurore
Danse rustique
Соната № 6 ми мажор, посвящена Мануэлю Кироге
Allegro giusto non troppo vivo

Продолжительность: 70 минут с одним антрактом

18+

Эжен Изаи считался при жизни первым скрипачом мира. Критики и коллеги единодушно превозносили его за феноменальную виртуозность, тонкую выразительность и красивый звук; Пабло Казальс утверждал, что не слышал по-настоящему чисто играющего скрипача до Изаи. Крупнейшие композиторы посвящали ему сочинения. Амбициозные студенты стремились попасть в ученики. Семейная легенда гласила, что волшебная дева подарила первую скрипку в Бельгии одному из его предков, чтобы тот своей игрой пробуждал чувства и волновал сердца. Романтик и наследник семейной традиции, Изаи видел в музыке не виртуозный аттракцион, а глубокий чувственный мир. "Скрипач должен быть мыслителем, поэтом, человеческим существом, он должен познать надежду, любовь, страсть и отчаяние, должен пережить всю гамму эмоций, чтобы выразить их в своей игре", - так говорил тот, кого современники называли "королем скрипки".

Шесть сольных скрипичных сонат Изаи сочинил в июле 1923 года, всего за месяц, в порыве вдохновения. Ему было 65 лет, он был мэтром скрипичного цеха и, оглядываясь вокруг, подводил жизненные итоги. Сонаты были размышлением о самом себе и о своем месте в истории скрипичного мастерства.
купить билет подробнее

Органный зал Пермской филармонии

Сергей Ахунов (р. 1967)
Два «Эскиза» (2023) 
Павел Карманов (р. 1970)
«Шуманиана» (2018)
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Баллады для фортепиано, оp. 10 (1854) 
I.Andante, ре минор
II. Andante, ре мажор
III. Intermezzo. Allegro, си минор
IV. Andante con moto, си мажор
Николай Метнер (1880–1951)
«Соната-воспоминание», № 1 из цикла «Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922)
Сергей Рахманинов (1873–1943)
Прелюдии № 7, № 4, № 10 из цикла «Десять прелюдий для фортепиано», ор. 23
(1901–1903)
Прелюдия № 8 из цикла «Тринадцать прелюдий для фортепиано», ор. 32 (1910)

Продолжительность: 1 час 40 минут с одним антрактом

6+

Варвара Мягкова – яркий феномен последнего времени. «Открыл» Варвару Мягкову пианист Борис Березовский, пригласивший ее выступить на своем фестивале «Летние вечера в Елабуге». С 2019 года ее сольная карьера стремительно развивается.

Откроет программу Увертюра во французском стиле Иоганна Себастьяна Баха – одна из тех сюит, на которых учатся юные пианисты. Об интерпретациях ключевого для пианистки композитора ее консерваторский педагог Ксения Кнорре говорила: «Мягкова уникальна. У нее есть какое-то детское удивление перед музыкой, как будто до нее никто это не играл».

Две миниатюры, созданные в 2023 году композитором Сергеем Ахуновым, в его мечтательном авторском духе, мягко избегающем любых стилевых ограничений, станут сердцевиной первого отделения концерта.
купить билет подробнее
МАСМ: «Плачи и гимны»
28.06 пт
22:00

МАСМ: «Плачи и гимны»

Органный зал Пермской филармонии

Большой зал Пермской филармонии

Исполнители:
Павел Милюков, скрипка
Вадим Руденко, фортепиано

Программа:
Сезар Франк (1822—1890)
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8 (1886)
Allegretto ben moderato
Allegro
Recitativo-Fantasia (ben moderato)
Allegretto poco mosso
Иоганнес Брамс (1833—1897)
Соната для скрипки и виолончели № 3 ре минор, ор. 108 (1886—1888)
Allegro
Adagio
Un poco presto e con sentimento
Presto agitato

6+

.Скрипач Павел Милюков и пианист Вадим Руденко сыграют программу из двух сочинений, принадлежащих к вершинам камерной музыки позднего романтизма. Технически изощренные и композиционно сложные, скрипичные сонаты Сезара Франка и Иоганнеса Брамса вмещают в себя широкий круг образов и эмоциональных состояний и предъявляют высокие требования как исполнителям, так и слушателям.

Франк сочинил свою единственную сонату летом 1886 года, в возрасте 63 лет. Соната была подарком к свадьбе Эжена Изаи - молодого бельгийца (как и Франк, уроженца Льежа), стремительно приближавшегося к статусу первого скрипача Европы. Сам Франк был в то время уважаемым органистом, но малоизвестным композитором - почти все сочинения, сделавшие его знаменитым, он написал в последние годы жизни. Получив рукопись утром в день свадьбы, уже вечером Изаи сыграл сонату для гостей - а через несколько месяцев дал публичную премьеру в Брюсселе, ставшую одним из немногих прижизненных композиторских триумфов Франка. В письме к автору солист обещал играть сонату "везде, где я найду пианиста, который будет также и артистом", и сдержал обещание. Помня об обстоятельствах появления сонаты, он, по собственным словам, всегда исполнял ее con amore.
купить билет подробнее

Органный зал Пермской филармонии

Артур Лурье (1891–1966)
«Плач Богородицы». Фрагмент благочестивой песни XIII века» | Pleurs de la Vierge Marie. Fragment d’une chanson pieuse du XIII siècle для голоса, скрипки, альта и виолончели, ор. 26 (1915).
Перевод со старофранцузского Михаила Кузмина
Альфред Шнитке (1934–1998)
«Гимны» для камерно-инструментального ансамбля (1974–1979)
Гимн № 1 для виолончели, арфы и литавр
Гимн № 2 для виолончели и контрабаса
Гимн № 3 для виолончели, фагота, клавесина и колоколов
Гимн № 4 для виолончели, фагота, клавесина, арфы, литавр, колоколов и контрабаса
Алексей Сысоев (р. 1972)
«Сиротиночка» для сопрано, камерного ансамбля и электроники на текст русского северного народного плача (2023, премьера)

Продолжительность: 70 минут

Сочинение создано в рамках проекта "Ноты и квоты" Союза композиторов России.

Концерт проводится при поддержке Министерства культуры РФ

12+

В программе "Плачи и гимны" Московского ансамбля современной музыки композиторы трех поколений русского авангарда вступают в диалог, исследуя сокровенный мир глубинных человеческих переживаний: ритуального страдания, эйфории и духовного опыта.

Первый авангард представлен фигурой Артура Лурье - денди и богемного эстета, который бросил учебу в Петербургской консерватории, чтобы строить утопическое будущее новой музыки. В первой половине 1910-х годов Лурье дружил с Маяковским, Хлебниковым, Татлиным и Ахматовой, носил вызывающие костюмы и был фактическим музыкальным руководителем кабаре "Бродячая собака", легендарного места встреч столичных футуристов. В своих радикальных опусах он экспериментировал с атональностью, микрохроматикой и необычной записью нот. На их фоне "Плач Богородицы" на старофранцузский текст в переводе Михаила Кузмина удивляет, скорее, своей традиционностью. Экспрессивные диссонансы лишь оттеняют здесь тонкую лирику, в которой слышно знакомство автора, принявшего католичество в 1913 году, с церковным обиходом.
купить билет подробнее